Главное меню
Главная
Новости
Общие вопросы
Нормативная база
Материалы к урокам
Справочная информация
Документация
Ссылки
Ленты новостей
Контакты
Поиск
О проекте

Действие СБППО «Первая ПОмощь» завершилось 31 декабря 2010 года. Три предшествующих года, как предполагалось, повсеместно наряду с использованием этого пакета должен был происходить процесс «апробации» другого комплекта программ - ПСПО. Некоторые школы действительно включились в этот процесс, добившись в каких-то его направлениях результатов. Но каков процент этих учреждений в общей массе на данный момент? Согласно официальной информации в Мурманской области «фактическое количество общеобразовательных учреждений, перешедших на использование ПСПО» на конец марта 2011 года составило 98 (из 202), а это почти половина! Однако, личное общение с ответственными за информатизацию в школах почему-то формирует совершенно иную картину: в регионе практически нет школ, которые перешли на СПО, если под понятием «переход» подразумевать именно использование СПО на платформе ОС Линукс на более чем 50% ПК (а не установку Линукса второй системой с последующим продолжением использования Windows).

Такое искаженное представление о состоянии внедрения СПО в регионе создало почву для размышлений о создании регионального центра свободного программного обеспечения, целью которого станет содействие внедрению и использованию СПО в образовательных учреждениях Мурманской области.

Основными предпосылками послужили системные проблемы, проявившиеся в ходе реализации проекта разработки и внедрения ПСПО в образовательных учреждениях РФ.

Среди них можно выделить следующие1:

  1. Технические проблемы с установкой, настройкой и использованием ОС Линукс2:

    • Проблемы с подключением оборудования (принтеров, интерактивных досок и др.).

    • Проблемы с системным и прикладным ПО, связанные с их недоработками.

  2. Информационно-методические проблемы:

    • Обусловленные недостаточностью и низким качеством нормативной, инструктивной, методической, технической документации.

    • Связанные с низким уровнем знаний пользователей ПК всех звеньев образовательной системы о свободном ПО и ОС Линукс, недостаточной компетенции в этой сфере ответственных за информатизацию.

    • Вызванные предвзятым, а порой необоснованно негативным отношением к СПО и Линукс в частности, а также к самому процессу их внедрения.

  3. Организационные проблемы:

    • Отсутствие работающих служб методической и технической поддержки на местном и региональном уровнях.

    • Отсутствие выработанной системы взаимосвязей с техническими специалистами, способными оказать поддержку внедрению.

Направления деятельности по решению указанных проблем далее.

Технические проблемы.

Можно и нужно ускорить решение данного спектра проблем, причем на любом уровне, на котором возможно хоть какое-то взаимодействие с производителями оборудования и ПО. На уровне образовательных учреждений и отдельных пользователей необходимо систематично и непрестанно предъявлять исключительным требованием при приобретении оборудования и ПО поддержку ОС Линукс. Для уже приобретенного возможно систематичное обращение в организации, осуществляющие производство, распространение и поддержку оборудования и программ, с соответствующим требованием. Мы, потребители, должны сами создать ситуацию на рынке, когда факт внедрения СПО в образовании будет учитываться.

На уровне методических служб и органов управления образования требуется осуществить разработку рекомендаций, которые будут содержать инструкции, шаблоны писем, обращений. Следует ориентировать и руководителей ОУ в данном направлении.

Информационно-методические проблемы.

Для решения этой группы проблем осуществить качественную систематизацию существующей документации. Затем выполнить достаточный набор мероприятий по доведению этой информации до представителей всех звеньев образования (руководителей органов управления, методических служб, руководителей ОУ, лиц, ответственных за информатизацию, всех педагогических и административных работников). Формы, объем и периодичность их зависит от конкретной целевой аудитории. Среди этих просветительских мероприятий могут быть семинары и заседания, мастер-классы, вебинары, курсы. Немаловажным станет создание и поддержка сайта, регионального форума, подготовка и распространение печатной продукции (брошюр, методичек, сборников).

Курсовая подготовка пользователей должна стать преимущественной формой. Как один из вариантов такого обучения, возможна организация системы тьюторства. Необходимое количество тьюторов может быть обучено (например, на базе учреждения, занимающегося повышением квалификации педагогов) на высоком уровне, после чего они проведут аналогичное обучение на местах ответственных за информатизацию в школах, а те, в свою очередь, проведут необходимые обучающие мероприятия в своих учреждениях.

Негативное и предвзятое отношение к СПО и процессу внедрения нужно менять на позитивный взгляд на вопрос. В решении этой задачи помогут мероприятия, нацеленные на пропаганду СПО. Можно провести конкурсы и фестивали регионального уровня. Следует привлечь внимание общественности к проблемам внедрения, и рассказать об успехах, в чем могут помочь СМИ.

Организационные проблемы.

Грамотно организованная структура взаимодействия, в которой будут задействованы люди ответственные, заинтересованные, позволит выполнить мероприятия предыдущего пункта, и любые другие, с наилучшим эффектом. Структура взаимодействия должна охватывать все уровни и звенья образовательной системы, начиная от самого Центра СПО, который будет координировать работу системы, заканчивая ответственными за внедрение, назначенными в учреждениях. Для более четкой, надежной и быстрой взаимосвязи между участниками этой системы необходимо рассмотреть возможность реализации различных типов контактов: электронная почта, системы мгновенного обмена сообщениями, мобильная сотовая связь.

Организационная структура самого Центра должна включать две составляющие: отделы технической и методической поддержки. Отдел технической поддержки возьмет на себя обязанности по содействию в решении технических проблем с установкой, настройкой и использованием СПО, выбора и подключения оборудования, либо направлению запросов в службы, отделы или организации, способные оказать необходимую помощь. В состав этого отдела Центра должны войти несколько достаточно квалифицированных специалистов.

На отдел методической поддержи будут возложены все остальные виды деятельности центра, в том числе и решение организационных вопросов. Этот отдел должны представлять методисты, специалисты органов управления образования, руководящие работники.

Структура Центра СПО:

Задачи Центра СПО в Мурманской области:

Разработка системы технической и информационно-методической поддержки образовательных учреждений:

    • Техническая поддержка:

      • поиск технических специалистов на местах, способных и готовых оказать поддержку ответственным в ОУ в вопросах администрирования СПО;

      • выработка регламентов взаимодействия с отделами технической поддержки на всех уровнях.

    • Информационно-методическая поддержка:

      • создание региональной информационно-справочной системы (сайт, комплект печатных изданий, банк электронных материалов);

      • проведение публичных мероприятий (семинаров-практикумов, заседаний);

      • проведение разъяснительных мероприятий в органах управления образования;

      • инициирование создания творческих групп работников образования по вопросам внедрения и использования СПО;

      • распространение информационно-методических материалов;

      • участие в мероприятиях по обучению работников ОУ.

    • Пропаганда использования СПО:

      • организация фестиваля исследований и творческих работ в области использования СПО в образовании;

      • привлечение СМИ к проблеме внедрения СПО.

Наиважнейшим условием успешной реализации описываемого проекта является личная заинтересованность всех его участников в достижении цели, добросовестность задействованных лиц, системность и своевременность решения поставленных задач.

1Большинство проблем носят характер переходного периода, и в случае повсеместного использования СПО с течением времени должны исчезнуть

2Под техническими проблемами будем подразумевать совокупность реально нерешаемых задач на уровне образовательных учреждений (поскольку большинство задач решаемы квалифицируемыми специалистами)

2017 Центр СПО образовательных учреждений Мурманской области

Автор сайта - Николай Нифакин - nifakin.ucoz.ru